Часто задаваемые вопросы

В каких случаях гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании?

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Какие виды социальных услуг предоставляются получателям социальных услуг?

Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

социально-бытовые,

социально-медицинские,

социально-психологические,

социально-трудовые,

социально-правовые,

социально-педагогические,

услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов,

срочные социальные услуги.

Кому социальные услуги предоставляются бесплатно?

Бесплатно услуги предоставляются:

1) несовершеннолетним детям;

3) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.

4) Помимо категорий граждан, указанных в статье 31 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социальные услуги предоставляются бесплатно постоянно проживающим в Новгородской области:

— участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, женщинам, подвергшимся психофизическому насилию, оказавшимся в экстремальных психологических и социально-бытовых условиях, — в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания;

— родителям (законным представителям), сопровождающим детей-инвалидов в возрасте от 3 до 10 лет и детей-инвалидов в возрасте от 10 до 18 лет, нуждающихся в постоянном уходе, одиноким или одиноко проживающим гражданам, полностью утратившим способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, не имеющим средств к существованию, — в стационарной форме социального обслуживания;

— родителям (законным представителям) детей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, родителям, ограниченным в родительских правах, — в полустационарной форме социального обслуживания.

— Срочные социальные услуги предоставляются бесплатно всем получателям социальных услуг.

Какие документы будут являться основанием для предоставления социальных услуг?

1) заявления получателя социальных услуг или его законного представителя к поставщику социальных услуг (для несовершеннолетних с учетом мнения получателя социальных услуг, достигшего возраста 10 лет);

2) индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

3) договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг или его законным представителем.

Должны ли при расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг включаться: ежемесячные денежные выплаты, единовременная денежная выплата, выплаты компенсационного характера, различные виды пособий, субсидии, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса?

В соответствии с подпунктом  «ж» пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются следующие доходы, полученные в денежной форме: пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

В Правилах положений об исключении каких-либо отдельных видов выплат из числа выплат, указанных в пункте 5 Правил, не содержится. Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о включении вышеуказанных выплат в среднедушевой доход получателя социальных услуг, необходимо учитывать их природу и периодичность предоставления.

Пенсии, пособия, стипендии, установленные законодательными актами Российской Федерации, как правило, направлены на реализацию права соответствующих категорий граждан на меры государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, социального обеспечения и социальной защиты. В аналогичных целях осуществляются и ежемесячные денежные выплаты, единовременные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера, различные виды субсидий, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса, которые, по нашему мнению должны учитываться при расчете среднедушевого дохода получателей социальных услуг.

Таким образом, при расчете среднедушевого дохода учитываются все выплаты, аналогичные перечисленным в пункте 5 Правил, полученные в денежной форме и установленные законодательством Российской Федерации (имеются ввиду нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровней. Данное регулирование основано на положениях пункта «ж» части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которым по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации).