- Новости главной страницы

Проект «Поговорим»

Много лет продолжается плодотворное сотрудничество Новгородской области с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (руководитель – Марина Владимировна Гордеева). С 2011 года при поддержке Фонда в деятельность учреждений социального обслуживания внедрены новые технологии по оказанию помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, воспитывающих подростков, находящихся в конфликте с законом. Большое внимание уделяется поддержке семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. В 2015-2018 годах в ОБУСО «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей имени Ушинского» реализован масштабный проект «Мир широких возможностей», целью которого стала профессиональная ориентация воспитанников учреждения. Все программы, разработанные в ходе проекта, работают и сегодня. А с апреля 2019 года ОБУСО «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей имени Ушинского» работает в рамках проекта «Поговорим», получившим грант Фонда в размере более 1,2 млн.руб., рассчитанным на период с апреля 2019 по сентябрь 2020 года.
Цель проекта: Выявление и поддержка успешных практик формирования коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации. Таких ребят в детском доме 32 человека от 5 до 18 лет. У них в связи с тяжёлыми множественными нарушениями развития не сформирована речь, но потребность в общении является жизненно важной, поэтому проект «Поговорим» направлен на то, чтобы ребята научились выражать свои чувства, мысли, пожелания.
Задачи проекта: Формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Им не принадлежит инициатива коммуникации. Такие особенности детей, как ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация к речевой деятельности, а также неумение осуществлять речевое взаимодействие, ограничивают процесс общения таких детей с другими людьми, затрудняют расширение их социальных контактов.
Поддерживающая (альтернативная и дополнительная) коммуникация — это различные виды педагогической и терапевтической помощи, оказываемой людям, у которых в силу имеющихся врожденных или приобретенных расстройств отсутствует, либо существенно ограничена устная речь, с целью оптимизации их коммуникативных возможностей.
Существуют различные типы вспомогательной (альтернативной) коммуникации, которые подходят ребенку с тяжелыми множественными нарушениями развития, включая:
— Система PECS — коммуникационная система обмена картинками (Frost and Bondy, 1994)
— Жестовый язык
— Коммуникативные доски
— Коммуникационные карточки-подсказки
— Коммуникационные устройства с синтезатором речи.
Всем этим видам коммуникации сначала обучились сотрудники учреждения: воспитатели, дефектологи, педагог-психолог, логопед, помощники воспитателя. 20 специалистов прошли обучение основам системы «Макатон» и навыкам общения с неговорящим ребёнком. Были разработаны индивидуальные программы, к работе по формированию коммуникации были привлечены все, кто взаимодействуют с детьми: воспитатели, медицинский персонал. На средства, Фонда, закуплено оборудование: коммуникаторы, коммуникативные кнопки, компьютерные программы, коммуникативные альбомы. Сотрудники учреждения сделали доски с визуальным расписанием, оборудовали кабинет альтернативной коммуникации. Но не только в этом кабинете проводятся занятия. Чтобы достичь целей, развивать навыки общения у ребёнка нужно при любой деятельности: в игре, на прогулке, при подготовке ко сну, и т.д. Дефектологами разработаны два методических пособия: сборник «Внедрение альтернативной коммуникации в деятельность специалистов, работающих с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии» и брошюра «Альтернативная коммуникация. Формы, методы, технологии работы с неговорящим ребёнком». Специалисты учреждения распространяют эти пособия среди коллег, учителей школы, родителей воспитанников, а также разместили их на официальном сайте ОБУСО «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей имени Ушинского» для того, чтобы все желающие смогли использовать их в работе. Работа ведётся по трём направлениям: жестовая, картинно-символьная коммуникация, а также коммуникация с помощью специальных устройств. Первые результаты уже есть: отзыв на занятия получен от всех детей, ребята активно осваивают жесты, карточки, коммуникаторы, а многие начали произносить и слова. Срок реализации проекта – до конца сентября текущего года. Но и по его окончании специалисты продолжат работу по формированию альтернативной коммуникации, благодаря проекты для этого есть нужные ресурсы.
Министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области и учреждение искренне благодарят Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за помощь в реализации проектов, направленных на улучшение качества жизни воспитанников ОБУСО «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей имени Ушинского».

Добавить комментарий